Творческий проект "Внедрение STEM технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения"
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ (АКТУАЛЬНОСТИ) ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли такие знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников?
Современный педагог - это, прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии личности ребенка. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, перед родителями и педагогами стоит проблема: какие же методы и приемы использовать? К каким технологиям обратиться? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее:
S – science, T-technology, E – engineering, M-mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.
В дошкольном учреждении реализовать STEM-технологию можно через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.
Кроме развития у дошкольников навыков практической деятельности STЕM-технология создает условия для переживания детьми реальных жизненных ситуаций, создает эффективную среду для организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Объективные преимущества STEM–технологии:
- Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.
- Своевременная адаптация детей дошкольноговозраста к современной образовательной среде дальнейшей образовательной системы. Содержание, технологии, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение - преемственны по возрастным возможностям и усложнению содержания.
- Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническоетворчество направлено на формирование компетенций и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
- Развитие критического мышления рассматривается как процесс, направленный на формирование умений получать необходимую информацию, анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности.
- Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуальным подходом заключается в умении объединять индивидуальные интеллекты для достижения общих целей, договариваться, задавать вопросы, аргументировать. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде, воспитывается ценностное отношение к процессу и к результатам труда общего и личного.
- Первичное ознакомление с рядом профессий и специальностей XXI века в области информационных технологий, связанных с умением работать с большим объёмом разноплановой информации.
- Развитие интереса к техническому творчеству.
Главный принцип STEM-технологий — от практики к теории. Внедрение STEM-технологий в дошкольном учреждении поможет детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретут дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Благодаря STEM-технологии дети смогут вникнуть в логику происходящих явлений, понять их взаимосвязь, изучить мир системно и тем самым выработать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, навык командной работы, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Цель: повышение качества и эффективности образовательного процесса в учреждении дошкольного образования на основе комплексного внедрения STEM- технологий.
Задачи:
повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах применения STEM-технологий в образовательном процессе;
оптимизировать комплекс ресурсных условий, обеспечивающих эффективное использование потенциала STEM -технологий;
разработать и реализовать методическое и организационное сопровождение внедрения STEM- технологий в образовательном процессе;
внедрить образовательный модуль «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы», «LEGO-конструирование» в образовательный процесс, основываясь на социальном партнерстве учреждения дошкольного образования и семьи;
обеспечить мониторинг хода и результатов внедрения творческого проекта, систематически оценивая эффективность использования STEM технологии в образовательном процессе.
ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Впервые STEM–технология была использована в США для организации деятельности детей в условиях метопредметной среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом пространстве.
В данный момент STEАM–технология введена в образовательную программу детских садов и школ в России, США, Англии, Германии для подготовки с самого раннего возраста высоко технологичных людей.
Следует отметить, что использование STEM-технологии делает акцент на изменяющиеся потребности в кадровых ресурсах и развитии общества. Сегодня STEM-специалисты – самые востребованные люди на мировом рынке. По прогнозам исследователей, в ближайшие десять лет потребность в STEM-специалистах опередит другие специальности на 76 %. Поэтому в настоящее время растет запрос на специалистов с общей STEM-грамотностью и общими навыками проблемно-ориентированного мышления, то есть владеющими компетенциями для постановки и выполнения задач в любой профессиональной области (в медицине, экологии, IT, авиастроении и других сферах). STEM-технология направлена на формирование ключевых компетенций XXI века. Следовательно, STEM технологии– это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее.
В дошкольной педагогике в настоящее время накоплены теоретические и практические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром профессий и трудовой деятельности взрослых. Большое внимание в своих трудах этой теме уделяли такие исследователи как: В.И. Логинова, В.П. Кондрашов, Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Г.Н. Година и другие.
STEM-технология включает шесть образовательных модулей:
LEGO-КОНСТУИРОВАНИЕ.
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Данный модуль включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ф.РЕБЕЛЯ.
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.
МУЛЬТИСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР».
Обязательной частью является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.
РОБОТОТЕХНИКА.
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.
Ведущая составляющая SТЕМ–технологий это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Внедрение технологии визуализации в образовательный процесс учреждения дошкольного образования».
№ п/п |
Этапы и сроки реализации |
Основные направления деятельности |
І. |
Подготовительный этап сентябрь – декабрь 2023 г.
|
Определение направления творческой деятельности на основе проблемного анализа. Формирование творческой группы. Разработка стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации творческого проекта Диагностика педагогического коллектива на предмет выявления готовности к реализации творческого проекта. Наличие и преодоление барьеров творческой деятельности. Создание информационно-насыщенной среды. Популяризация творческой идеи в рамках инновационного поля учреждения образования. Консультационная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта. Выявление проблем индивидуальной профессиональной деятельности Разработка стратегии и тактики совместной деятельности педагогических работников, родителей и структур социума в творческом проекте. Организация обучения педагогов в рамках проекта. Корректировка и реализация программы и плана мероприятий в рамках проекта. |
II. |
Основной этап январь 2023 – август 2025 г.
|
Организация деятельности участников творческого проекта. Консультационная помощь по вопросу организации образовательного процесса с использованием SТЕМ–технологий. Создание условий для реализации педагогических инициатив. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках творческого проекта. Осуществление промежуточной диагностики эффективности деятельности педагогических работников в соответствии с критериями и показателями оценки деятельности. Информирование педагогической общественности о ходе творческой деятельности. Предоставление информации на сайте учреждения образования о реализации проекта. Создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта. Организация вебинаров, медианаров, онлайн консультаций и др. Трансляция эффективных образцов педагогического опыта (публикации в СМИ).
|
III. |
Обобщающий этап сентябрь 2025 – май 2026 г.
|
Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями и показателями творческого проекта. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен опытом и сотрудничество. Составление и анализ итоговых отчетов о результатах реализации творческого проекта. Подготовка методических материалов по использованию SТЕМ–технологии в развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Обобщение передового педагогического опыта. Трансляция и распространение опыта творческой деятельности в образовательном пространстве региона. Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию творческого проекта. Проведение педагогических советов по итогам и распространению опыта реализации творческого проекта. Организация мероприятий по обмену опытом с учреждениями образования, работающими с аналогичным творческим проектом. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта: выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов и др. Информирование педагогической общественности о результатах реализации творческого проекта.
|
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
1. |
Повышение качества образования |
Соответствие планирования деятельности задачам развития образования Республики Беларусь Диагностическая основа планирования Целостность, содержательность, системность планирования. Использование при организации образовательного процесса эффективных образовательных технологий |
Выполнение образователь- ного стандарта дошкольного образования; наблюдения, анализ продуктов деятельности, |
2. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Сформированность системы информационной и методической поддержки. Разнообразие и дифференциация форм организации методической работы с педагогическими кадрами Участие в областных, районных и городских методических формирований Функционирование сайтов, блогов, создание электронного банка материалов, их востребованность Эффективное использование кадровых ресурсов, динамика повышения квалификации |
Анализ содержания материалов педагогического опыта участников творческой группы, анкеты (самоанализ); востребован- ность методических мерпоприятий; анализ повышения квалификации педагогических кадров, результаты аттестации. |
3. |
Качество управления проектной деятельностью
|
Наличие отчетов, аналитических материалов. Наличие материалов мониторинга эффективности деятельности Своевременность предоставления информации и отчетов. Объем реализации плана творческой деятельности. |
Анализ продуктов деятельности, самоанализ |
4. |
Организация партнерского взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи в рамках инновационного проекта |
Обеспечение доступности информационного пространства (cайт, телеграм канал и др.) Сформированность умения работать в режиме сотрудничества, участие в совместных мероприятиях. |
Положительная динамика удовлетворен- ности качеством образовательных услуг, анкетирование, опрос родителей |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Календарный план творческой деятельности по теме:
«Внедрение STEM -технологии в образовательный процесс учреждения дошкольного образования»
На 2023-2026 учебный год
№ п/п |
Содержание инновационной деятельности, система мер и мероприятий |
Сроки |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Установочное совещание: формирование творческой группы, распределение функциональных обязанностей между её участниками |
Сентябрь 2023 |
Заведующий Мауликаева И.Л. Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Анкетирование педагогических работников «Какой Ваш инновационный потенциал?»
|
Сентябрь 2023 |
Педагог-психолог Редько С.М. Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Семинар «Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста» |
Октябрь 2023 |
Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»
|
ноябрь 2023
|
Педагог-психолог Редько С.М.
|
|
|
Оформление центра экспериментирования, создание лаборатории «Природа и мы», приобретение оборудования для экспериментирования, отбор эффективных методов и приемов экспериментирования с объектами живой и неживой природы
|
Октябрь-ноябрь 2023
|
Участники творческого проекта
|
|
|
Педагогический совет «Формирование у воспитанников бережного отношения к окружающей среде и природопользованию посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы» |
декабрь 2023 |
Заведующий Мауликаева И.Л. Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Индивидуальная накопительная оценка профессиональных достижений педагога (создание картотеки опытов, экспериментов, авторских конспектов, дидактических игр, альбомов, серии проектов «Насекомые», «Воздух», «Вода», лэпбуков и т.д.) |
Ежемесячный анализ в течение года |
Участники творческого проекта Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Проведение открытых просмотров мероприятий и занятий участниками творческого проекта (взаимоконтроль)
|
В течение года
|
Участники творческого проекта Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Круглый стол с педагогами «Обмен опытом по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» |
Январь 2024 |
Участники творческого проекта Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Подготовка отчетов по результатам работы творческого проекта по внедрению образовательного модуля экспериментирование с объектами живой и неживой природы за 2023/2024 учебный год |
Апрель 2024
|
Заведующий Мауликаева И.Л. Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
|
Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации творческого проекта по внедрению образовательного модуля LEGO-конструирования в образовательный процесс на 2024/2025 учебный год |
Май 2024 |
Заведующий Мауликаева И.Л. Заместитель заведующего по основной деятельности Рыктер А.Б. |
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕТИ:
повысится уровень исследовательских способностей;
активизируется познавательный интерес к изучению содержания образовательной области «Ребёнок и природа».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ:
сформируется понимание особенностей развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста посредством STEM -технологии;
усовершенствуются ключевые компетенции в использовании STEM -технологии в образовательном процессе;
подберут эффективные методы и приёмы для развития исследовательских способностей детей;
создадут методические разработки по STEM -технологии;
сформируется представление о повышении качества образования в дошкольном учреждении через использование STEM -технологии;
РОДИТЕЛИ:
повысится уровень осведомлённости об использовании STEM -технологии в развитии исследовательских способностей у детей дошкольного возраста;
примут участие в создании развивающей предметно-пространственную среды, условий для организации образовательного процесса с помощью STEM -технологии.