Оздоровление
Обеспечение здоровьесберегающего процесса, безопасной жизнедеятельности воспитанников.
Диагностика здоровья в учреждении дошкольного образования проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения диспансеризации детей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 352 (в редакции приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.08. 2008 № 811). Диспансеризация детей осуществляется в организациях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, и включает: медицинский осмотр врачом-педиатром, врачами-специалистами, лабораторные, диагностические методы обследования, проведение индивидуальной комплексной оценки состояния здоровья, составление рекомендаций по режиму, питанию, физической нагрузке, лечению (по показаниям).
Врач дважды в год проводит полное обследование детей в возрасте от 3-х до 6-и лет, четыре раза в год детей от 1,5 до 3-х лет. Регулярно осуществляются профилактические медицинские осмотры, по результатам которых составляются диагностическая медицинская карта ребенка.
Актуальным для всего коллектива дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Много внимания уделяется закаливанию детей, использованию внешних факторов для укрепления здоровья дошкольников.
Распорядок дня в дошкольном учреждении предусматривает: гигиенически обусловленную длительность сна, бодроствования воспитанников различных возрастных групп; достаточное пребывание на свежем воздухе; осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий; проведение образовательного процесса, включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
В дошкольном учреждении соблюдается максимальная нагрузка на воспитанников в организованных занятиях, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня определяются педагогом по согласованию с медицинским работником в зависимости от возраста, состояния здоровья, физиологической подготовленности детей. Соблюдается продолжительность перерывов между занятиями, во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности. В начале и конце недели предусматриваются облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия.
Во время прогулки дошкольникам обеспечивается двигательная активность и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Физическое воспитание и закаливание воспитанников в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с Учебной программой дошкольного образования и включает следующие средства: занятия по физической культуре; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурная минутка и др.); активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья).
Ограничения по физической нагрузке и закаливанию определяет участковый врач-педиатр и врач дошкольного учреждения.
Деятельность сотрудников ДУ направлена на создание здоровьесберегающих условий для воспитания и обучения детей. Осуществляется закрепление и развитие у дошкольников необходимых в повседневной жизни культурно-гигиенических навыков и привычек. В перспективно-календарные планы образовательной работы каждой возрастной группы включены мероприятия по ознакомлению детей с правилами основ безопасной жизнедеятельности и культуры здоровья.
Для успешного обучения и закрепления правил дорожной безопасности в дошкольном учреждении оборудована автоплощадка, где проводятся практические занятия, праздники, развлечения.
Физическое воспитание детей в ГУО «Детский сад №31 г. Новополоцка» осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании 2022г, с учётом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 №8, Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утверждённых постановлением Министерства спорта и туризма от 06.10.2014 №61, Учебной программой дошкольного образования.
Планирование всех форм физического воспитания осуществляется в соответствии с годовыми задачами дошкольного учреждения, учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Физическая культура), с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
Целью физкультурно-оздоровительной работы является воспитание здорового, жизнерадостного, физически и творчески развитого ребенка, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и использование доступных средств его укрепления.
Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В дошкольном учреждении имеется физкультурный зал, кабинет руководителей физического воспитания, спортивная площадка на улице, физкультурное оборудование: стационарное и переносное, физкультурный инвентарь для спортивных игр и упражнений, физкультурные пособия (наполняемость 78 %). С воспитанниками проводятся различные формы физкультурных занятий: учебно-тренировочного характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, с использованием нетрадиционных видов гимнастики. Согласно плану проводятся досуги, праздники, дни здоровья.
В специально оборудованном крытом малоразмерном бассейне осуществляют работу с детьми по обучению плаванию.
Бассейн оснащён необходимым оборудованием и инвентарём согласно перечню оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования и составляет 75%. Осуществляется контроль за соблюдением и эксплуатацией объектов физкультурно-оздоровительного назначения, обеспечивается его хранение, своевременный ремонт и эффективное использование на занятиях, приводится в порядок в соответствии с санитарными нормами и правилами.
При планировании занятий по плаванию ставятся чёткие формулировки задач, планируются не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, что обеспечивает прочное формирование двигательных навыков.
Работа по обучению детей плаванию осуществляется с учётом возраста детей, физической подготовленности, индивидуальных способностей и состояния здоровья каждого ребёнка.
С 2019-2020 учебного года в каждой возрастной группе занятия проводятся 1 раз в неделю.
При проведении занятий налажено взаимодействие с воспитателями групп. Осуществляется индивидуальный подход, созданы условия психологического и эмоционального комфорта для каждого воспитанника. В начале учебного года проводится анализ навыков и умений детей по овладению техникой скольжения и передвижения в воде, уровня физической подготовленности, состояния здоровья, физического и двигательного развития детей, это позволяет проследить динамику развития и наметить план индивидуальной работы. Помимо занятий проводятся развлечения на воде.
Оздоровление детей в бассейне
Закаливание - это многогранный процесс, который имеет особое значение для детского организма. В процессе закаливания практически участвует вся система регулирования жизненных процессов. Закалять ребенка можно солнцем, воздухом, водой. В нашем детском саду для закаливания имеется плавательный бассейн, в котором созданы необходимые условия для оздоровления.
В бассейне детского сада температура воды и окружающего воздуха соответствует санитарным правилам и нормам, ребенку комфортно в созданных условиях. Но, к сожалению, многолетняя практика показывает, что часто родители избегают посещения детьми бассейна, боясь простудных заболеваний, что невозможно, так как ответственное отношение сотрудников детского сада, созданные условия для закаливания позволяют эффективно и качественно оздоравливать детей. Закаливание не может происходить урывками, частично, оно должно осуществляться в комплексе: и дома, и в детском саду, поэтому очень важно, чтобы и родители, и педагоги стали единомышленниками в этом важном деле. Не бойтесь разрешать ребенку заниматься плаванием в детском саду, не лишайте его радости ощутить себя самостоятельным, решительным перед новыми ощущениями в воде со своими сверстниками! Кроме пользы, ничего другого организм вашего малыша не получит.
Один раз в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введённых в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.Бассейн оснащён необходимым оборудованием и инвентарём согласно перечню оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования и составляет 75%. Осуществляется контроль за соблюдением и эксплуатацией объектов физкультурно-оздоровительного назначения, обеспечивается его хранение, своевременный ремонт и эффективное использование на занятиях, приводится в порядок в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребёнка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма:совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система,крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремлённость, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать - это жизненно необходимый навык.
При планировании занятий по плаванию ставятся чёткие формулировки задач, планируются не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, что обеспечивает прочное формирование двигательных навыков.
При проведении занятий налажено взаимодействие с воспитателями групп. Осуществляется индивидуальный подход, созданы условия психологического и эмоционального комфорта для каждого воспитанника. В начале учебного года проводится анализ навыков и умений детей по овладению техникой скольжения и передвижения в воде, уровня физической подготовленности, состояния здоровья, физического и двигательного развития детей, это позволяет проследить динамику развития и наметить план индивидуальной работы. Помимо занятий проводятся развлечения на воде.