Творческий проект "Внедрение STEM технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Описание результатов реализации творческого проекта «Внедрение STEM-технологии в образовательный процесс учреждения дошкольного образования» в 2023-2024 учебном году

09.07.2024

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ (АКТУАЛЬНОСТИ) ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли такие знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников?

Современный педагог - это, прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии личности ребенка. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, перед родителями и педагогами стоит проблема: какие же методы и приемы использовать? К каким технологиям обратиться? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: 

S – science, T-technology, E – engineering, M-mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться   в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

В дошкольном учреждении реализовать STEM-технологию можно через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.

Кроме развития у дошкольников навыков практической деятельности STЕM-технология создает условия для переживания детьми реальных жизненных ситуаций, создает эффективную среду для организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Объективные преимущества STEM–технологии:

  1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.
  2. Своевременная адаптация детей дошкольноговозраста к современной образовательной среде дальнейшей образовательной системы. Содержание, технологии, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение - преемственны по возрастным возможностям и усложнению содержания.
  3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническоетворчество направлено на формирование компетенций и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
  4. Развитие критического мышления рассматривается как процесс, направленный на формирование умений получать необходимую информацию, анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности.
  5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуальным подходом заключается в умении объединять индивидуальные интеллекты для достижения общих целей, договариваться, задавать вопросы, аргументировать. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде, воспитывается ценностное отношение к процессу и к результатам труда общего и личного.
  6. Первичное ознакомление с рядом профессий и специальностей XXI века в области информационных технологий, связанных с умением работать с большим объёмом разноплановой информации.
  7. Развитие интереса к техническому творчеству.

Главный принцип STEM-технологий — от практики к теории. Внедрение STEM-технологий в дошкольном учреждении поможет детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретут дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Благодаря STEM-технологии дети смогут вникнуть в логику происходящих явлений, понять их взаимосвязь, изучить мир системно и тем самым выработать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, навык командной работы, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

свернуть

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Цель: повышение качества и эффективности образовательного процесса в учреждении дошкольного образования на основе комплексного внедрения STEM- технологий.

Задачи:

повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах применения STEM-технологий в образовательном процессе;

оптимизировать комплекс ресурсных условий, обеспечивающих эффективное использование потенциала STEM -технологий;

разработать и реализовать методическое и организационное сопровождение внедрения STEM- технологий в образовательном процессе;

внедрить образовательный модуль «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы», «LEGO-конструирование» в образовательный процесс, основываясь на социальном партнерстве учреждения дошкольного образования и семьи;

обеспечить мониторинг хода и результатов внедрения творческого проекта, систематически оценивая эффективность использования STEM технологии в образовательном процессе.

 

 

 

свернуть

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Впервые STEM–технология была использована в США для организации деятельности детей в условиях метопредметной среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом пространстве.

В данный момент STEАM–технология введена в образовательную программу детских садов и школ в России, США, Англии, Германии для подготовки с самого раннего возраста высоко технологичных людей.

Следует отметить, что использование STEM-технологии делает акцент на изменяющиеся потребности в кадровых ресурсах и развитии общества. Сегодня STEM-специалисты – самые востребованные люди на мировом рынке. По прогнозам исследователей, в ближайшие десять лет потребность в STEM-специалистах опередит другие специальности на 76 %. Поэтому в настоящее время растет запрос на специалистов с общей STEM-грамотностью и общими навыками проблемно-ориентированного мышления, то есть владеющими компетенциями для постановки и выполнения задач в любой профессиональной области (в медицине, экологии, IT, авиастроении и других сферах). STEM-технология направлена на формирование ключевых компетенций XXI века. Следовательно, STEM технологии–   это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее.

В дошкольной педагогике в настоящее время накоплены теоретические и практические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром профессий и трудовой деятельности взрослых. Большое внимание в своих трудах этой теме уделяли такие исследователи как: В.И. Логинова, В.П. Кондрашов, Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Г.Н. Година и другие.

STEM-технология включает шесть образовательных модулей:

LEGO-КОНСТУИРОВАНИЕ.

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Данный модуль включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

         ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ф.РЕБЕЛЯ.

Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.

         МУЛЬТИСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР».

Обязательной частью является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.

         РОБОТОТЕХНИКА.

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.

Ведущая составляющая SТЕМ–технологий это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

свернуть

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Внедрение технологии визуализации в образовательный процесс учреждения дошкольного образования».

п/п

Этапы и сроки реализации

Основные направления деятельности

 

І.

 

Подготовительный этап

сентябрь –

декабрь 2023 г.

 

 

 

Определение направления творческой деятельности на основе проблемного анализа.

Формирование творческой группы.

Разработка стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации творческого проекта

Диагностика педагогического коллектива на предмет выявления готовности к реализации творческого проекта.

Наличие и преодоление барьеров творческой деятельности.

Создание информационно-насыщенной среды.

Популяризация  творческой идеи в рамках инновационного поля учреждения образования.

Консультационная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта.

Выявление проблем индивидуальной профессиональной деятельности

Разработка стратегии и тактики совместной деятельности педагогических работников, родителей и структур социума в творческом проекте.

Организация обучения педагогов в рамках  проекта.

Корректировка и реализация программы и плана мероприятий в рамках проекта.

II.

Основной этап

январь 2023 –

август 2025 г.

 

 

 

 

Организация деятельности участников творческого проекта.

Консультационная помощь по вопросу организации образовательного процесса с использованием SТЕМ–технологий.

Создание условий для реализации педагогических инициатив.

Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках творческого проекта.

Осуществление промежуточной диагностики эффективности деятельности педагогических работников в соответствии с критериями и показателями оценки деятельности.

Информирование педагогической общественности о ходе творческой деятельности.

Предоставление информации на сайте учреждения образования о реализации проекта.

Создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта.

Организация вебинаров, медианаров, онлайн консультаций и др.

Трансляция эффективных образцов педагогического опыта (публикации в СМИ).

 

III.

Обобщающий этап

сентябрь 2025 –

 май 2026 г.

 

 

Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями и показателями

творческого проекта.

Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен опытом и сотрудничество.

Составление и анализ итоговых отчетов о результатах реализации творческого проекта.

Подготовка методических материалов по использованию SТЕМ–технологии в развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста.

Обобщение передового педагогического опыта.

Трансляция и распространение опыта творческой деятельности в образовательном пространстве региона.

Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию творческого проекта.

Проведение педагогических советов по итогам и распространению опыта реализации творческого проекта.

Организация мероприятий по обмену опытом с учреждениями образования, работающими с аналогичным творческим проектом.

Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта: выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов и др.

Информирование педагогической общественности о результатах реализации творческого проекта.

 

 

 

 

свернуть

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии

Показатели

Инструментарий

1.

Повышение качества образования

Соответствие планирования деятельности задачам развития образования Республики Беларусь

Диагностическая основа планирования

Целостность, содержательность, системность планирования.

Использование при организации образовательного процесса эффективных образовательных технологий

Выполнение образователь-

ного стандарта дошкольного образования;

наблюдения, анализ продуктов деятельности,

 

2.

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Сформированность системы информационной и методической поддержки.

Разнообразие и дифференциация форм организации методической работы с педагогическими кадрами

Участие  в  областных, районных и городских методических формирований

Функционирование сайтов, блогов, создание электронного банка материалов, их востребованность

Эффективное использование кадровых ресурсов, динамика повышения квалификации

Анализ содержания материалов педагогического опыта участников творческой  группы,

 анкеты (самоанализ);

востребован-

ность методических мерпоприятий; анализ повышения квалификации педагогических кадров, результаты аттестации.

3.

Качество управления

проектной деятельностью

 

Наличие отчетов, аналитических материалов.

Наличие материалов мониторинга эффективности деятельности

Своевременность предоставления информации и отчетов.

Объем реализации плана творческой  деятельности.

Анализ продуктов деятельности,

самоанализ

4.

Организация партнерского взаимодействия учреждения дошкольного образования 

и семьи в рамках инновационного проекта

Обеспечение доступности информационного пространства (cайт, телеграм канал и др.)

Сформированность умения работать в режиме сотрудничества, участие в совместных мероприятиях.

Положительная динамика удовлетворен-

ности качеством образовательных услуг, анкетирование, опрос родителей

свернуть

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Календарный план творческой деятельности по теме:

«Внедрение STEM -технологии в образовательный процесс учреждения дошкольного образования»

На 2023-2026 учебный год

№ п/п

Содержание инновационной деятельности, система мер и мероприятий

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

 

Установочное совещание: формирование творческой группы, распределение функциональных обязанностей между её участниками

Сентябрь

2023

Заведующий

Мауликаева И.Л.

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Анкетирование педагогических работников «Какой Ваш инновационный потенциал?»

 

 

Сентябрь

2023

Педагог-психолог

Редько С.М.

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Семинар «Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста»

Октябрь

2023

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»

 

ноябрь

2023

 

Педагог-психолог

Редько С.М.

 

 

 

Оформление центра экспериментирования, создание лаборатории «Природа и мы», приобретение оборудования для экспериментирования,

отбор эффективных методов и приемов экспериментирования с объектами живой и неживой природы

 

Октябрь-ноябрь 2023

 

 

 

Участники творческого проекта

 

 

 

 

 

Педагогический совет «Формирование у воспитанников бережного отношения к окружающей среде и природопользованию посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

декабрь

2023

Заведующий

Мауликаева И.Л.

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Индивидуальная накопительная оценка профессиональных достижений педагога (создание картотеки опытов, экспериментов, авторских конспектов, дидактических игр, альбомов, серии проектов «Насекомые», «Воздух», «Вода», лэпбуков и т.д.)

Ежемесячный анализ в течение года

Участники творческого проекта

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Проведение открытых просмотров мероприятий и занятий участниками творческого проекта (взаимоконтроль)

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

Участники творческого проекта

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Круглый стол с педагогами «Обмен опытом по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Январь 2024

Участники творческого проекта

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Подготовка отчетов по результатам работы  творческого проекта по внедрению образовательного модуля экспериментирование с объектами живой и неживой природы за 2023/2024 учебный год

Апрель

2024

 

 

Заведующий

Мауликаева И.Л.

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации творческого проекта по внедрению образовательного модуля LEGO-конструирования в образовательный процесс на 2024/2025 учебный год

Май

2024

Заведующий

Мауликаева И.Л.

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рыктер А.Б.

 

 

свернуть

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЕТИ:

повысится уровень исследовательских способностей;

активизируется познавательный интерес к изучению содержания образовательной области «Ребёнок и природа».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ:

сформируется понимание особенностей развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста посредством STEM -технологии;

усовершенствуются ключевые компетенции в использовании STEM -технологии в образовательном процессе;

подберут эффективные методы и приёмы для развития исследовательских способностей детей;

создадут методические разработки по STEM -технологии;

сформируется представление о повышении качества образования в дошкольном учреждении через использование STEM -технологии;

РОДИТЕЛИ:

повысится уровень осведомлённости об использовании STEM -технологии в развитии исследовательских способностей у детей дошкольного возраста;

примут участие в создании развивающей предметно-пространственную среды, условий для организации образовательного процесса с помощью STEM -технологии.

 

свернуть